Статьи

Вопросы развития интеллектуального потенциала и профессионализма в современной России

Г.Н.Чернухина
кандидат экономических наук,
заведующий кафедрой  Торгового дела
Московской академии предпринимательства
при Правительстве Москвы,    
заведующий кафедрой Коммерции и торгового дела
 МФПУ «Синергия»

В статье исследуются вопросы влияния личностного фактора на социально-экономическое развитие страны в условиях российской действительности.
Issues of the development of intellectual potential and professionalism in modern Russia.  In this article issues of the personal factor influence on the social and economical development of the country in conditions of Russian reality is being analyzed.
Ключевые слова: добро, интеллект, профессионализм, торговля.
Key words : kindness, intellect,  professionalism,   trade

Мы стали равнодушны к чужой боли. Смерть идет по планете «Земля», ускоряя свой шаг, набирая темп, расширяя масштабы своего воздействия. Катастрофы, убийства, войны стали привычными для нашего уха реалиями современного мира, осуществление которых, безусловно, подталкивается силами зла.

Еще десяток лет назад слова «катастрофа», «крушение» вызывали шок у людей, еще ранее – сенсацию, что-то из ряда вон выходящее. Сейчас эти события не вызывают такого ужаса в душе современного человека, не отзываются болью в наших сердцах. Зло идет по планете и все более увеличивает радиус своего разрушающего действия. Человечество уже не в силах остановить разруху, общемировую, общепланетную катастрофу.

Возникает вопрос: почему так происходит? Мы не спрашиваем за что, но для чего? Напрашивается ответ: из-за уменьшения добра, из-за оскудевания любви в душах людей. Значит, писания исполняются,  любовь в людях постепенно остывает. Мы становимся все более недоверчивы друг к другу. Действительно, разве можно кому-то доверять? Нас могут обмануть в разных сферах жизнедеятельности,  экономики: производства, обращения, услуг. Даже собственные дети, мужья, жены – в них мы также видим очаг опасности. Семейные неурядицы, склоки, отстаивание своих прав и часто без обязанностей.

Общество заражено современным термином «свобода», над которым усердно потрудилась рыночная экономика, стерев барьеры и открыв доступ свободному перемещению товаров, капиталов, услуг, рабочей силы через национальные границы. И вот все стремятся к одурманивающим слух свободомыслию, плюрализму, либерализму. Получают свободу не только мышления (в чем мы действительно свободны), но и свободу действий. Нет никаких ограничений. Вседозволенность. Либерализм – есть вольнодумство, как мыслим, так и действуем. А если каждый будет поступать по своим мыслям?  А иногда действия извне подталкивают к ответным мерам такого же «хамского» характера.

Конечно, зло имеет обратную силу. Действуя по течению, распространяя зло (по крайней мере «не добро»), ненавидя друг друга, осуждая, завидуя, мы наносим рану неисцелимую не только себе, своим близким, но и обществу в целом. Вернее, трудно и долго исцелимую. Возникает эффект синергии, зло преумножается. Вряд ли в таком обществе может идти речь о созидании.

Кто может повернуть назад? Стоит перейти только грань дозволенного, а там как по «маслу» противные человеческой душе действия примут естественный характер. Они будут заражать общество. Вот тот, кто может себе сказать «нельзя», дать по рукам, когда хочется взять, простить того, кого, казалось бы, невозможно простить – на таких личностях еще держится планета. В этом и состоит истинная внутренняя свобода, свобода выбора (все позволительно, но не все полезно). Как говорил Суворов «себя победишь, будешь поистине непобедим».
По сути, главное в развитии человечества – не экономический рост, и уж, конечно не темпы роста валового внутреннего продукта (важнее в этом аспекте ВВП на душу населения). Главное в развитии общества – в человеческих душах и сердцах, в сочувствии и взаимопомощи, в добре, любви и прощении. Если человечество примет эту простую аксиому, тогда будет умножаться добро с тем же эффектом синергии, радость от общения друг с другом, в семье, в коллективе, люди с удовольствием будут исполнять свои функции  и служебные обязанности. Эти созидательные действия и обеспечат рост ВВП, причем не искусственный, обусловленный инфляцией нефтедоллара и ростом спекулятивного фиктивного капитала. А вполне естественный результат поступательного развития человечества.

Экономические преобразования в стране возможны благодаря социальным, духовным, душевным преобразованиям человека. Вот, когда человек встанет во главе проблем общества, так как человек – существо, созданное для реализации своих способностей и талантов в экономике, торговле, промышленности, искусстве, науке и других сферах жизнедеятельности, тогда и будет достигнут прогресс, к которому так стремиться человечество. Когда произойдет преобразование внутри личности, осознание своей роли и меры ответственности в общественном процессе, в своей семье как ячейке общества,  весьма существенно важной, на своем рабочем месте – вот тогда возможен прогресс, рост национального дохода и благосостояния России и прочих показателей экономического развития.
Таким образом, напрашивается вывод: в современном глобализованном мире нет прогресса. Все, что происходит – регресс. Человек – основа экономики и вообще жизни на земле регрессирует в силу зависимости от внешних обстоятельств, общепринятых в обществе моральных установок,  которым не может противостоять, имея слабую волю. Вот и получается, к вольнодумству и свободомыслию стремимся, а волю сопротивляться влиянию атмосферы предательства, лжи, тунеядства, взяточничества – не имеем.

Как известно, производительность труда в России отстает от показателей европейских стран в 4-5раз. Современный экономический рост, который демонстрируют промышленно развитые страны, обусловлен, прежде всего, ростом производительности труда, т.е. выбран интенсивный тип развития за счет высокоэффективного использования всех факторов производства. Одна из целей процесса интенсификации – экономия ресурсов в связи с возрастающей дефицитностью невосполняемых природных ресурсов.

Россия долгое время развивалась преимущественно путем экстенсивного роста, за счет наращивания всех факторов производства: труда, капитала, земли (а земли у нас много, но используется мало и не эффективно) и их количественного вовлечения в процесс воспроизводства общественного продукта. Этот путь имеет ограничения, ведь факторы производства или экономические ресурсы не безграничны, не все из них возобновляемы, многие природные ресурсы встали в стадию «падающей добычи». Этот путь тупиковый для экономики, он не сопровождается ростом производительности труда.
Чтобы перейти к интенсивному пути развития, необходимо наращивать, прежде всего, интеллектуальный капитал. Капитал будущего. Только умы, знания, умения помогут создать и овладеть новыми технологиями.  Но без помощи Божьей здесь не обойтись.

Мировая цивилизация в XXI веке вступила в принципиально новый этап своего развития, характерными особенностями которого являются интеллектуализация, технологизация, информатизация. На этом этапе ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии страны, ее национальном богатстве становится все более очевидной. Поэтому в условиях глобализации современных процессов российская экономика проигрывает в конкурентной борьбе как по уровню производительности труда, ресурсоемкости (особенно, энергоемкости), так и с точки зрения перехода в новый формат экономики инновационного типа.

России нужен рывок. Как из болота поднимает себя страна, утяжеленная бюрократическим аппаратом, взяточничеством, разбазариванием «народного добра», национального достояния страны и каждого ее гражданина. Те чиновники или исполнители, да просто, работники на своих местах, перешедшие эту грань вседозволенности, за которой «как по маслу» – они и тянут страну назад, опутывая ее как паутиной системой своих ценностей, чуждых идее общественного прогресса . Идет естественный процесс наращивания собственного «потенциала» богатства за чужой счет, не заработанного, не обусловленного ростом производительности труда, создана система круговой поруки, рекомендательных методов отбора персонала (на важные и менее важные посты, высокооплачиваемые рабочие места).

Таким образом, можно сделать заключение о том, что прогресс в обществе, в принципе,  возможен за счет преобразований внутреннего человека, его отношения к делу, к своим обязанностям. Поколение будущих руководителей и исполнителей должно учиться знать и уметь. Знания дают умения. Знания и умения, помноженные на старания, ответственность, добросовестность помогут овладеть профессиональными компетенциями. Но, знать и уметь надо не просто абстрактно «всего понемногу», как в подавляющем большинстве вузов строится современное образование. А знать конкретно избранную область будущей сферы реализации своих способностей, талантов, возможностей, т.е. знать, уметь, владеть профессией в соответствии с избранной специализацией или как закреплено в новых ФГОСах1  - направлениях подготовки бакалавров.

Претензий к современному высшему образованию не мало, как со стороны студентов, так и со стороны профессорско-преподавательского состава. Да, образовательный процесс в современной России, зараженный идеологией Запада, не совершенен. Но, в свою очередь, надо заметить и отношение студентов в большинстве случаев к получению знаний находится в плачевном состоянии. Анализ мнений преподавателей позволил сделать вывод о том, что студент с каждым годом все слабее. С чего бы это? Может быть виной тому все тоже свободомыслие, свобода действий «хочу – учусь, хочу – не учусь».

К сожалению, и отношение к профессии некоторых преподавателей превращается в рутину. Современный преподаватель подавляющую часть времени посвящает методической работе, уделяя внимание разработкам программ обучения бакалавров. Срок действия программ почему-то довольно быстро заканчивается, возникает необходимость их актуализации в связи с новыми требованиями Министерства образования и науки. Сроки действия программ настолько сжаты, что порой заканчивается работа над рабочей программой по одной форме, а уже  возникла необходимость начинать разработку программ нового образца.

Постоянный кропотливый процесс методических разработок необходимой документации, которую просматривает далеко не каждый студент, тормозит развитие образовательного процесса, поглощает большой объем времени преподавателя, которое он мог бы уделить, скажем, повышению своего профессионального уровня, своей подготовке к очередной лекции, семинару, практикуму. В конце концов, от уровня профессионализма каждого преподавателя в вузе зависит и профессионализм будущих специалистов.

Таким образом, на выходе дипломированный бакалавр, обученный «всему понемногу», ведь количество часов по каждой дисциплине существенно сократилось в соответствии с основной образовательной программой и рекомендациями Минобрнауки. В «попыхах» выпускник «рисует»  бакалаврскую работу. Что скрывать не все студенты обременяют себя добросовестной работой над дипломом, в связи с чем, в вузах внедрена система проверки на плагиат (налицо элемент недоверия вуза к студенту и заодно к компетенциям  преподавателя-руководителя). Известны случаи, когда объект для исследований в бакалаврской работе расходится с базой прохождения практики. К сожалению, на выходе дипломных работ с оценкой «отлично» вуз получает с каждым годом все  меньше и качество работ, весьма, уступает их предшественникам.

В результате своего отношения к делу бакалавр так и не научился знать, уметь. Ну а чем он будет владеть, покажет практика и будущее нашей экономики. Конечно, нельзя всех студентов равнять «под гребенку», но, описанные случаи имеют место в работе вузов.

Необходимо возрождать систему образования: школа – вуз – профессиональная деятельность. Компетентностный подход ориентирует студента на овладение общекультурными и профессиональными компетенциями в рамках выбранного направления подготовки. Важная роль в реализации такого подхода принадлежит Министерству образования и науки, от выработки рекомендаций и указаний которого зависит роль вуза как живого организма в воспитании и обучении студентов – будущих трудовых ресурсов страны, формирование системы знаний, умений, навыков, реализации линейки компетенций  по направлениям подготовки бакалавров, магистров.

Обобщая вышеизложенное, следует еще раз подчеркнуть, основа благосостояния страны, общества – человек. То, как его воспитали и заложили основы нравственности и духовного развития в семье, первичное образование в школе, то, чем он овладел в результате обучения в колледже, в вузе, умение правильно мыслить и рассуждать, в конечном итоге,  оказывают прямое влияние на формирование состава и качества трудовых ресурсов в современной России. Указанные составляющие влияют на повышение благосостояния нации, рост производительности труда и экономических показателей отдельных предприятий, отраслей и сфер экономики и другие показатели социально - экономического развития страны. Трудовые ресурсы, качество их подготовки, компетентность, добросовестность и ответственность должны обеспечить рывок страны вперед.

В настоящее время страну захватил процесс концентрации капитала, слияний и поглощений. Но, если в царской России крупные концерны охватывали сферу материального производства, как например, концерн Стахеева,  который осуществлял  широкую экономическую деятельность – от хлебной торговли  до изготовления продукции на металлургических заводах Урала и  Подмосковья, нефтяных и каменноугольных предприятиях, создавал лесные компании, текстильные фабрики, железные дороги, флот, экспорт, то в современной России процессы консолидации коснулись детских садов, школ, больниц, вузов, торговых предприятий. Известен факт, чем масштабнее, тем сложнее управлять, тем ниже качество. Качество воспитания, образования, продукции, услуг, обслуживания, наконец, качество жизни.

Процессы концентрации, укрупнения в сфере обращения направлены на достижение основной цели предпринимательской деятельности – получение прибыли.  Предприниматели дореволюционного периода считали «прибыль превыше всего, но честь превыше прибыли». Могут ли современные предприниматели так сказать?  Доход, прибыль, материальный достаток (а ведь, человеку для полноценной жизнедеятельности не так уж много нужно) захлестнули умы предпринимателей, торговцев, молодых людей. 

Сегодня предпринимательство утрачивает свой истинный смысл. Чаще  это инструмент повышения личного благосостояния. А там, где личное ставится выше общественного или Божественного, всегда присутствует грех, как проявление болезненного самолюбия. Успех предпринимателя-христианина, в его деловой сфере жизни, не всегда следствие его же личной праведности или благословения Божьего, но, и часто, нарушение заповеди.

В  долгосрочной и краткосрочной перспективе это приводит к разрушению личности христианина, но не мешает приобретению прибыли (например, предпринимательство Морганов, Рокфеллеров, Ротшильдов и др.).

Формулирование в качестве цели – прибыль любой ценой (продажа покупателям некачественного товара, засилье импорта, в т.ч. китайского, турецкого ширпотреба, отсутствие товарной информации, авантюрные проекты и прочее) как ржавчина разъедают общество. Поэтому выдвижение в качестве основной цели предпринимательской деятельности – получение прибыли любыми способами в таких непростых для экономики страны в целом и торговли, в частности, условиях современных реалий путем оптимизации персонала, -  мягко сказать, неверное решение.

Не случайно в документах советского периода провозглашалась иная цель советской торговли, которая заключалась в максимальном удовлетворении потребностей покупателей и повышении культуры обслуживания. За культуру боролись (это автор утверждает на основании собственного опыта работы в торговле советского периода), но трудно было обеспечить удовлетворение потребностей вкупе с культурой обслуживания, учитывая организацию торговли традиционным способом «через прилавок». К тому же огромные очереди за дефицитом, которые иногда  растягивались не на один день («под запись»), давка в магазинах, ожидание когда «выкинут» товар, причем неизвестно какой – брали все. Здесь не до культуры.

Но с культурой обслуживания «не здорово» и в современной торговле. Квалификации продавцам явно не хватает. Сказывается непрофильное образование или его отсутствие, не достаточно и мотивации.

В погоне за прибылью – основной целью коммерческой деятельности – менеджеры торговых залов забывают об основном субъекте рыночных отношений, на которого и направлена их деятельность, который владеет финансовыми ресурсами, именно, с его стороны формируется спрос. Это – потребитель.

Сегодня удовлетворение потребностей стоит на втором месте после получения прибыли в иерархии ценностей торговых компаний. Может ли быть потребитель удовлетворен таким циничным подходом к его обслуживанию? Хотя и обеспечивается широкий ассортимент товаров, его полнота, глубина, тем не менее, покупатель часто ощущает себя бесправным перед мощным торговым лозунгом «прибыль». А в период стагнации экономики, когда торговля ставит целью деятельности – выживание бизнеса в условиях влияния факторов внешней среды путем оптимизации трудовых ресурсов и изменения ценовой политики – покупателю и вовсе «не сладко».

Иными словами, вуз готовит трудовые ресурсы для реализации сформированных ОК и ПК2 по направления подготовки студентов, а  организации сокращают рабочие места. Где же место для внедрения идей теории Дж. М. Кейнса3, который ратовал за государственное регулирование экономики, направленное на преодоление кризисов. В периоды кризисов предлагал расширять совокупный спрос, предоставлять рабочие места. А мы их сокращаем, оптимизируя трудовые ресурсы, чтобы бизнес «выжил» и была обеспечена прибыль торговцу.

Разумеется, идет естественный процесс выживания в условиях жесткой конкуренции. Экономика страны, в т.ч. сферы производства и обращения, сегодня оказалась по влиянием факторов внешней среды, многочисленных санкций, неприятельского отношения извне. Зависимость экономики страны от экспортно-ориентированных отраслей обусловила «однобокость» развития, отраслевую несбалансированность экономики (эта тема для отдельной дискуссии), вымывание базовых отраслей промышленности, отсутствие мощного промышленного звена и его непосредственной взаимосвязи с организованной по рыночным законам сферой обращения. 

В экономике формируется система общественных отношений между субъектами рынка, основанных на соблюдении норм, правил, обязанностей, прав.  Наряду  с соблюдением норм правового характера, не менее важными аспектами выступают моральные нормы, а первостепенными – духовные заповеди. Обществу предстоит не только осуществить комплексную модернизацию жизненно важных отраслей экономики страны, возродить потерянные в ходе либеральных реформ отрасли, но и перестраивать отношения друг с другом,  между субъектами рынка, учиться делать добро.  Учиться любить. А это самое сложное в жизни, хотя и самое простое.

Вывод: экономические преобразования, выход страны из тупика возможен путем реализации идеи духовного возрождения человека, его внутреннего преобразования за счет воздействия тех же внешних факторов, но только созидательного характера.  Сегодня на умы людей идет «атака зла» из другого мира, чуждого российскому менталитету и православному характеру. Особенно в эту «мясорубку» попадаются молодые люди.  А нам необходимо выстраивать систему любви, добра, мира, понимания. Эти элементы должны стать двигателем прогресса человеческой души, а, значит, и прогресса экономического, научно-технического, интеллектуального, стать ключиком к мотору, обеспечивающему движение общественной системы к возрождению мощной державы, построенной на отношениях мира, добра, честности, ответственности.

И самое главное. Источник решения проблем, затронутых автором,  в  вере, ее возрождение, сохранение и преумножение в душах людей,  проявление в  действиях, поступках, общественных отношениях.  Только вера в истинную жизнь дает человеку прилив сил, радости, наполняет смыслом его существование и трудовую деятельность.

Только Господь Бог дает человеку знания, умения, возможности реализовать свои таланты. Он дает  и  силы преодолеть трудности, но в ответ очень терпеливо и долго ждет нашего обращения, нашей робкой, а порой и  слабой просьбы о помощи.

И если современный человек, весьма перегруженный обширной (часто излишней) информацией, осознает свою сущность и познает своего Творца, то он и сам сможет с помощью Божьей творить в семье, обществе, на своем рабочем месте, создавая и реализуя необходимые блага обществу. 

Становится все очевиднее: без любви и веры обществу не выжить. Не случайно святые говорили «грядут времена, когда только любовь спасет мир».  

Список литературы:
1. Актуальные вопросы развития потребительского рынка мегаполиса: теория  и практика //Монография.  Под  рук. Г.Н. Чернухиной.  М., Изд-во РГТЭУ, 2012.  С.18-40
2. Чернухина Г.Н. «Влияние интеллектуального потенциала на инновационные процессы». Вестник академии научный журнал №  3, 2014. С. 83-86

 

официальный сайт