Миссионерская деятельность

О Храме
9 июля 2002 г. Храм освящен малым чином наместником монастыря по благословению Святейшего  Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II и приписан к Саввино-Сторожевскому монастырю.
Указом Святейшего Патриарха Московского и сея Руси Алексия II за № 4429 от 15 июля  2005 г. храм из приписного преобразован в Подворье Саввино-Сторожевского монастыря.

Социальная деятельность Подворья сосредоточена на духовном окормлении Районной больницы №3.
Постоянное сотрудничество подворья с Больницей предусматривает обязательное информирование сотрудников и пациентов Больницы:

  • о расписании служб;
  • о совершении таинств;
  • о духовных беседах священника, сотрудников храма и катехизаторов с медперсоналом и больными;
  • о проведении общей исповеди;
  • о времени причастия тяжелобольных в палатах и больных средней тяжести в храме;
  • о церковных праздниках;
  • о проведении детских концертов для страждущих в помещениях больницы и храма.

Желающие исповедоваться обращаются к лечащему врачу или к дежурной сестре, а благословленные батюшкой сотрудники храма, ежедневно посещая больницу, выясняют, в каких палатах больные нуждаются в исповеди и причастии.

Настоятель подворья практически ежедневно бывает в храме и посещает больницу. Его контакты с руководством, администрацией, медперсоналом больницы и больными носят постоянный характер. Руководство больницы имеет личный телефон священника.

Священник часто встречается по вопросам сотрудничества и взаимопомощи с главврачом, его заместителями, заведующими отделениями, лечащими врачами и другим медперсоналом больницы. Все они являются церковными людьми и сотрудничают с храмом. Многие из них – постоянные прихожане Храма.

Подворьем также  окормляется Бойцовский клуб имени Пересвета и Осляби. Ответственный прихожанин А.Букс.
Клуб на постоянной основе принимает участие в районных и Федеральных соревнованиях по рукопашному бою. С протяжении многих лет воспитанники клуба, духовно поддерживаемые Подворьем, проявляют волю к победе и показывает стабильно высокие результаты.

 

Среди больных и тех, кто их лечит
1. По земному о небесном
1.1. Беседа первая

Медсестра на посту (Сестрица) обращается к идущему Батюшке: «Хочу стать крёстной матерью ребенка моей подруги».
Священник: Как понимаешь свои обязанности, Сестрица?
Сестрица: Заботиться, чтобы рос крепким, здоровым, одет красиво и правильно питался.
Священник: А как с душою крестника?
Сестрица: А как о ней заботиться, если ее не видишь
Священник: Когда последний раз исповедалась?
Сестрица: Давно.
Священник: А конкретнее?
Сестрица: Один раз с Бабушкой.
Священник: И несознательно?
Сестрица: Да.
Священник: Если окно вставлено небрежно и дует, а мы дилетанты беремся его поправить. Вероятно оно сильнее будет дуть. Надо пригласить ответственного и аккуратного мастера.
Сестрица: Конечно. И уколы тоже надо делать аккуратно и умеючи, чтобы не навредить.
Священник: Вот и душа младенца отнюдь не окно. И заботиться о ней крестным родителям надо умеючи и очень аккуратно! Что будем делать с твоим желанием?
Сестрица: Как подскажите?
Священник: Выход один. Учиться духовной церковной жизни и участь с 7 лет учить крестника. А до этого, как можно чаще приобщать его Святых Христовых Тайн. Если обещаешь, я благословляю тебя на это нелегкое дело.
Сестрица: Конечно обещаю!!! А с чего начать?
Священник: Вот тебе книга Св. Игнатия Брянчанинова «В помощь кающемуся». Готовься к генеральной исповеди. Святой поможет. Жду через неделю в субботу на всенощном бдении с исповедью, записанной в школьной тетради на всех страницах. А в течение недели, найди время для беседы со мной о таинстве евхаристии и о том, как правильно подготовиться к причастию.

PS: Сегодня для Сестрицы Храм стал родным домом.


1.2. Беседа вторая
В Палате

После причащения Больного, его сосед по койке (сосед), вздохнув, сказал: «Что за жизнь? Суета - сует, а конец один. Я недавно близкого человека похоронил».
Священник: У гроба близкого всегда большая переоценка ценностей. У разумных людей! Вот и ты с этого вопроса положил начало этой переоценке.
Сосед: Ценности и без гроба постоянно переоцениваются. То за 1000 «жигули», а то за эти деньги и будильник не купишь.
Священник: Да не о тех ценностях речь идет, а о тех которые многие и за ценности не считают.
Сосед: Интересно, о каких же?
Священник: Вот и мне интересно.
Сосед: А Вам-то что интересно?
Священник: Мне? Сколько людей у гроба было…
Сосед: Человек 50 стояло.
Священник: А он?
Сосед: Кто?
Священник: Да друг Ваш, кого хоронили?
Сосед: Он то? Да в гробу мертвый лежал.
Священник: Вот и ошибаешься. Душа его живая вне тела у гроба стояла и наверняка Богу молилась. А Ваши души в теле. Пока в теле. У гроба стояли. А какие молились, а какие о суете мирской думали - одному Богу известно, а не нам с тобой.
Сосед: Да, Отец, о многом задуматься заставляешь. Особо о смысле земного пребывания. Когда сможешь побольше времени уделить, очень нужно.
Священник: А я и имени твоего не знаю.
Сосед: Яковом меня зовут.
Священник: Так вот Иаков. Запиши мой телефон и позвони. В Храме встретимся, поговорим, как Бога полюбить и ближними дорожить.

«Бог Вас благословит» – сказал Батюшка и осенил всех Крестом.

PS: Сегодня Яков – слушатель Богословских курсов.

 

ЭКО - ОТ БОГА ДАЛЕКО...
Размышления о детях "из пробирки"

Несколько лет назад на отдыхе я познакомилась с молодой семьей с двумя сыновьями, младшему из которых к тому времени было несколько месяцев от рождения. Мы очень подружились с ребятами, но меня, мать четырех детей, удивило странное поведение малыша: он все время плакал, даже на руках у мамы. Мы жили по соседству, и каждый день днем и ночью я снова и снова слышала плач ребенка. Мама уходила от ответа на мой вопрос, что с ребенком и могу ли я как-то помочь. Через несколько месяцев я узнала, что малыша выносила суррогатная мать, так как у моей знакомой после первого ребенка, который был получен методом экстракорпорального оплодотворения (ЭКО), в 35 лет началась менопауза и она не могла больше иметь детей. Более того, чтобы родился последний сын, использовались яйцеклетки донора. Тогда на интуитивном уровне я поняла: плачущий ребенок зовет настоящую мать! Дальнейшие мои наблюдения выявили еще одну вещь: мама всячески старалась создать условия для малыша, но совершенно его не чувствовала и не любила по-настоящему. Я видела ее отношение к первому сыну, которого она родила после восьми попыток ЭКО - моя знакомая смотрела на него именно так, как смотрит мать на сына. С младшим была совсем другая картина: она носилась вокруг него и попросту не знала, что с ним делать. После того знакомства и тех моих первых переживаний за семью и детей, с которыми я очень сблизилась, мне захотелось как можно глубже исследовать тему экстракорпорального оплодотворения и понять - насколько же оправдано желание иметь детей любой ценой и любыми средствами.

"ПРОГРЕССИВНАЯ" МЕДИЦИНА В ДЕЙСТВИИ

Кратко изложим суть процесса ЭКО. После того, как пара прошла медицинское обследование и поставлен диагноз «бесплодие», назначается «лечение», которое состоит из несколько этапов. Прежде всего, женщине дают гормональные препараты для стимуляции роста и созревания в яичниках сразу несколько фолликул, содержащих яйцеклетки. В нормальном состоянии за месячный цикл созревает одна яйцеклетка, иногда две. При гормональной стимуляции созревает уже четыре-шесть яйцеклеток. После созревания фолликул из них под наркозом специальной иглой извлекают сами яйцеклетки. Мужчине к тому моменту нужно сдать свой «материал». Затем в лаборатории готовится специальная среда, где мужские и женские клетки оплодотворяются. Оплодотворенные яйцеклетки помещают в инкубатор, где начинается процесс развития зародышей. Через 3-5 дней эмбрионы переносятся в матку. Здесь есть существенный момент: пересаживается не менее 2 эмбрионов, но не более 4. Дело в том, что высокая вероятность гибели эмбриона, если он пересажен лишь один. Ну а на 7-8 неделе выполняется «редукция». Редукция – это... прокол сердца эмбриона, с целью прекращения его жизнедеятельности. Хотя клиники говорят о том, что к редукции прибегают крайне редко, по факту они сами же констатируют иное: если при естественном зачатии количество многоплодных беременностей едва превышает 1% от общего числа, то в результате ЭКО многоплодие (двойня, тройня, четверня) развивается в каждом втором случае. Соответственно, "лишние" эмбрионы непременно нужно уничтожить, лишить жизни!
 
ЗАКОН ПРОТИВ УЧЕНЫХ

Примечательно, что юридический поход к этой проблеме не совпадает ни с богословской точкой зрения, ни с биологической. Это всегда вопрос договоренности сторон – как решат люди в той или иной стране, так и будут считать. Конституции и основные законы зарубежных стран по-разному подходят к вопросу признания эмбриона в качестве субъекта права. Например, в Швейцарии эмбрион относится к зачаточным и генетическим средствам человека (Конституция, ст. 119). А в Словацкой республике и в Ирландии Конституция признает «право на жизнь нерожденного». Российское же законодательство говорит о том, что неродившийся ребенок или человеческий эмбрион с точки зрения закона человеком не является.

Согласно Российской Конституции (статья 17, часть 2), права и свободы человека принадлежат ему от рождения. Следовательно, неродившийся человек не является субъектом права. Никаких прав, в том числе гарантированного статьей 20 той же Конституции права на жизнь, у него нет. При этом здесь следует заметить, что в медицинской статистике при учете детской рождаемости и смертности в эту группу входят все плоды (живорожденные и мертворожденные) весом более 500 граммов, что соответствует сроку беременности 22 и более недели. И этому плоду  обязаны оказать экстренную медицинскую помощь при необходимости. Плод массой менее 500 граммов может оставаться без медицинской помощи, в статистике не учитывается и считается «биомассой». То есть даже, если ребенок родился (преждевременные роды), но весит менее 500 граммов, это, знаете ли, не человек!

Между тем многие авторитетные ученые придерживаются принципиально иной точки зрения и доказывают абсолютную ценность эмбриона. Для них эмбрион – это уже человек на эмбриональной стадии развития, причем с уникальным набором генов. Биологическим фактом является то, что человеческая жизнь начинается с момента оплодотворения яйцеклетки. Создается неповторимая генетическая единица, то есть человеческая личность. Таким же очевидным биологическим фактом является то, что нельзя эмбрион рассматривать как часть организма матери. Во-первых, генетически плод отличен от матери. Во-вторых, плацента не врастает в стенку матки – существует плацентарный барьер, который не дает большинству заболеваний матери проникать через него, заражение ребенка может произойти только с момента родов. Очевидно, что уничтожение и другие манипуляции, связанные с риском для жизни эмбриона, на любом сроке беременности является намеренным прекращением жизни человека как биологического индивидуума, то есть банальным убийством человеческого существа.

Таким образом, сегодняшняя биология только подтверждает мнение Православной Церкви (о нем чуть ниже) о том, что человек начинает свою жизнь в момент зачатия. Но если с точки зрения биологии ученые могут утверждать, что новая биологическая единица появляется с момента оплодотворения яйцеклетки, то Церковь говорит еще о том, что человек – это не только плоть, но плоть и душа. И соответственно, в момент зачатия рождается не только тело, но и душа человека, которая с православной точки зрения бесценна: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мф. 16:26).

ПРАВОСЛАВНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЭКО

И православная церковь, и римо-католическая имеют одинаковую оценку на процедуру экстракорпорального оплодотворения и считают ее не приемлемой для христианских пар. В «Основах Социальной Концепции Русской Православной Церкви» мы читаем: «Нравственно недопустимыми с православной точки зрения являются также все разновидности экстракорпорального (внетелесного) оплодотворения, предполагающие заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов. Именно на признании человеческого достоинства даже за эмбрионом основана моральная оценка аборта, осуждаемого Церковью».

Заметим, что Церковь не принимает ЭКО не потому, что она против любых новых технологий как таковых. В этом вопросе она руководствуется необходимостью встать на защиту уязвимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Потому что Церковь, повторимся, признает человека человеком с момента его зачатия. Вся история Ветхого Завета, а за ней и вся святоотеческая традиция, говорит о том, что человеческое существо появляется с момента зачатия, что это великий дар Божий. «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей… Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои» (Пс. 138) – так воспевает процесс рождения человека в утробе матери псалмопевец. В «Учении 12 апостолов» за эмбрионом признается человеческое достоинство и прерывание беременности считается убийством: «Не убивай ребенка, причиняя выкидыш». Итак, основная причина разногласия общественного мнения и мнения Церкви в том, с какого возраста эмбрион можно называть человеком.

Ну а коль скоро за норму будет взята только юридическая плоскость - а это плоскость обычных договоренностей, которая не совпадает с естественнонаучными фактами и этическо-религиозными выводами - то "договориться" можно до разного. Например, приснопамятный "король-солнце" Людовик XIV вполне серьезно утверждал, что «человек начинается с барона». Кстати, за свою самоуверенность король под старость поплатился целой чередой семейных трагедий, но это уже другая история. Вообще мы знаем много примеров всевозможных договоренностей – от Спарты до гитлеровской Германии.

В общем, сейчас мы решили, что эмбрион – не человек. Завтра решим, что старики – не люди. Потом решим, что инвалиды тоже не люди, обуза для общества. Ведь следуя формальной логике (эмбрион не может существовать самостоятельно, не может принимать решения, не может быть личностью и т.д.), можно и психически больных считать не людьми, и группу людей, которым искусственно поддерживают жизнь, и тех же инвалидов, которые не могут обходится без посторонней помощи. Давайте их распределим на органы: что-то пересадим здоровым и социально активным людям, что-то заморозим, что-то на опыты передадим. Где же, скажем так, граница добра и зла?!

ОПАСНО ДЛЯ ЖИЗНИ!

Добавим, что сегодня почти совсем ничего не говорится (и вполне намеренно!) о последствиях применения метода экстракорпорального оплодотворения для здоровья матери и ребенка. У меня четверо маленьких детей. Как-то на приеме педиатра я спросила, ведут ли они какую-нибудь статистику по заболеваниям детей, которые получились «из пробирки». Ведь метод довольно новый - и несколько моих знакомых, получив детей таким образом, имеют ряд непростых медицинских проблем. Врач-педиатр ответила, что они не делают разницы между детьми рожденными естественным способом и методом ЭКО.  Однако некоторая информация о последствиях все таки публикуется на некоторых Интернет-сайтах самих медцентров, а также ряд педиатров периодически дают свою оценку по данному вопросу.

Например, одна из серьезных проблем, которая, между прочим, тщательно оговаривается на сайтах клиник и в типовых договорах – это синдром гиперстимуляции яичников. Другие негативные последствия для матери - кровотечение из пунктированного яичника, ранения магистральных сосудов, ранняя менопауза и так далее.
Есть опасные последствия и для ребенка, родившегося в результате ЭКО. Ученые из американских Центров по контролю и профилактике заболеваний (CDC) сравнили распространенность 30 наиболее частых врожденных дефектов у детей, зачатых естественным путем, и у детей, появившихся на свет с помощью искусственного оплодотворения (ЭКО или ИКСИ). Выяснилось, что дети, зачатые «в пробирке», в 2,4 раза чаще рождались с заячьей губой. Дефекты межпредсердечной или межжелудочковой перегородки сердца отмечались у них в 2,1 раза чаще, чем у детей, зачатых естественным образом. Кроме того, у таких детей чаще возникали пороки развития желудочно-кишечного тракта: атрезия пищевода – в 4,5 раза, атрезия прямой кишки – в 3,7 раза. А ведь эти данные – только начало пути.
У нас тоже, скажем так, не ангажированные ЭКО-клиниками медики сплошь и рядом бьют тревогу. Так, акушер-гинеколог родильного дома при ГКБ № 70 Роман Гетманов в своем интервью журналу «Нескучный Сад» откровенно говорит: «Я тщательно пытался в течении длительно времени найти именно медицинскую, а не просто популярную литературу по этому вопросу. И обнаружил, что никакой медицинской статистики по детям, зачатым методом ЭКО, не опубликовано. Для меня это признак того, что здесь не все благополучно. Нет уверенности, что после ЭКО рождаются совершенно обычные дети. И еще я хотел бы сказать всем сторонниками ЭКО, чтобы они хорошо понимали, что ЭКО – это очень большие деньги. Плати - и получишь. Был бы спрос, а предложение будет. ЭКО – это бизнес».

МЫ ЗА ЦЕНОЙ НЕ ПОСТОИМ?

И что же все-таки получается? Любой ценой ребенок? Ох, слишком высока эта цена! Цена крови убиенных младенцев, цена здоровья матери и будущего поколения. Более того, очень часто изначальная проблема бесплодия – сама по себе огромная духовная проблема, накладывающая неизгладимый отпечаток на всю жизнь женщины. И ее никак не исправить скальпелем. Многие из дам даже не скрывают того, что им пришлось во времена бурной молодости пройти через несколько партнеров, всевозможные воспаления, аборты. «34-летняя Надежда Митрофанова из Москвы обратилась в клинику ЭКО около полутора лет назад – спаечный процесс после нескольких абортов в молодые годы не позволял забеременеть», - это одна из типичных историй на сайтах центров ЭКО. И тот же акушер-гинеколог Роман Гетманов продолжает в интервью: «Я не хочу говорить про всех, но очень многие случаи бесплодия, с которыми мы сталкиваемся, "нажиты" самими женщинами. Например, непроходимость труб, при которой многие прибегают к ЭКО, возникают, как правило – а по этому поводу как раз существует официальная статистика – если у женщины за жизнь было более пяти половых партнеров. За этим почти всегда следуют хронические заболевания придатков и непроходимость труб. Это, повторяюсь, не обязательно характерно для каждой женщины, это средняя статистика. А еще многие из бесплодных женщин неоднократно делали аборты. А потом говорят – мы страдаем без детей, сделайте нам ЭКО!»

Нет, законы духовной жизни никто не отменял, принимаем мы их или нет. Епископ Пантелеймон (Шатов) в одном из интервью сказал: «Корень проблемы в том, что современные люди пытаются взять под контроль все стороны своей жизни и подчинить ее своим эгоистическим желаниям: если хочу ребенка, то пойду на все – на ЭКО, на суррогатное материнство… Не хочу – сделаю, чтобы ребенка не было: либо с помощью средств предохранения, либо с помощью аборта».

Увы, год от года нивелируется человеческая жизнь. Становится товаром: какую хочу, такую и выбираю - и за деньги покупаю. Захочу - поменяют цвет кожи, захочу – изменю пол… Люди отрицают, а тем самым грубо попирают Божий Промысел. Не понимают они, грешные, что если его принять всем сердцем, то Бог всегда наделит силами для преодоления любых жизненных испытаний и непременно даст такую радость, которую человек ни за что не сможет обрести сам, ставя свои личные желания и потребности выше всего на свете!

официальный сайт