Богословские курсы

«Ныне Русская Православная Церковь переживает свое второе рождение. Всюду возводятся новые храмы, открываются монастыри, возобновляется церковная жизнь. Поэтому мы смотрим на вас, как на будущих катехизаторов, преподавателей, проповедников, несущих Благое Слово в наше разделенное общество».

Из слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на встрече с учащимися Саввинских богословских курсов 16 декабря 2001 года.


Начало духовным школам в Саввинской обители положила еще императрица Екатерина II. В 1775 году именным указом она повелела быть семинарии в здании Дворца Алексея Михайловича Романова. И вплоть до трагических событий начала XX века при монастыре действовало Духовное училище.

Понимая потребность Русской Церкви в религиозно образованных мирянах и поддерживая желание многих прихожан не просто посещать храм Божий, но глубоко и всесторонне изучать веру отцов и учение Православной Церкви, Святейший Патриарх Алексий II в 1999 году благословил открытие при Саввино-Сторожевском монастыре Богословских курсов, носящих имя преподобного Саввы.

Занятия на Саввинских богословских курсах ведут выпускники Московской духовной академии и Московской духовной семинарии, преподаватели высших учебных заведений Москвы.  В конце каждого семестра учащиеся сдают экзамены по пройденному материалу.

С учащимися встречаются ученые, профессора, академики и просто люди интересной судьбы. Они читают лекции, делятся воспоминаниями.

Предполагаются совместные паломничества по святым местам необъятной Руси как неотъемлемая часть духовного образования. Возможно, станет доброй традицией  посещение храмов и музеев Московского Кремля, Церковно-археологического кабинета и Филаретовских вечеров в Московской духовной академии.
 
Требование к поступающим.

На курсы принимаются лица православного исповедания от 17 лет. От поступающих требуется  искреннее желание получить и систематизировать духовное образование, навыки церковной жизни. Поступающие должны пройти собеседование. Желательно получить письменное или устное благословение на обучение от приходского священника или духовника. Собеседование будет проходить 6 и 7 октября 2014 года. Начало собеседования в 18:00, во Дворце Алексея Михайловича, в аудитории №1.

Начало занятий с 13 октября 2014 года.  Обучение проводится по понедельникам, вторникам и средам с 18.00 до 20.25. Срок обучения — 3 года. Обучение бесплатное.

Обучение на курсах имеет целью дать верующим — в основной массе своей людям недавно воцерковленным — начальные знания о Православном вероучении, святоотеческих творениях, истории Церкви. Поэтому на курсах изучают основополагающие богословские дисциплины, программа преподавания которых ориентирована на курс Московской духовной семинарии.

При обучении в духовных учебных заведениях необходимо осознавать, что усвоение богословских дисциплин будет успешным, плодотворным и спасительным только в том случае, если человек регулярно посещает богослужения, приступает к церковным Таинствам, ведет благочестивый образ жизни.

На Саввинских курсах изучается 11 богословских дисциплин, среди которых, в том числе:

Священное Писание Нового и Ветхого Завета — центральный предмет для каждого христианина. Наряду с историей возникновения и развития Ветхозаветной и Новозаветной Церкви в рамках предмета слушатели знакомятся со святоотеческими толкованиями на Священные книги, с опытом осмысления Священных текстов предшествующими поколениями христиан. Подробное знание текстов Библии и святоотеческих комментариев к ней — необходимое условие для правильного понимания слов Спасителя и Его апостолов.

Догматическое богословие — предмет, знакомящий с основами догматического учения Церкви. Каждый догмат находит обоснование в Священном Писании, поэтому слушателей учат хорошо ориентироваться в текстах Библии, а наиболее важные цитаты заучиваются наизусть.

Патрология — наука, изучающая жизнь и творения святых Отцов — то, что в Православии именуется Священным Преданием. Церковь считает неблагоразумным закрывать глаза на те свидетельства жизни во Христе, которые дошли до нас в сочинениях христианских писателей. В них мы находим поучения, идущие от сердца, озаренного Божественной благодатию, тонкое знание психологии и слабости человека в борьбе за богозданную чистоту сердца, предостережения от возможных ошибок людей, на собственном опыте узнавших благость ига Христова.

Литургика. Богослужение в Христовой Церкви появилось тогда, когда Господь Иисус Христос на Тайной Вечери совершил первое Таинство Евхаристии. С тех пор прошло две тысячи лет, которые не могли не наложить отпечаток на чинопоследование как этого Таинства, так и прочих богослужений. Оскудело ли из-за этого православное богослужение? Безусловно, только обогатилось, стало более продолжительным, осмысленным, обращенным к конкретным нуждам человека. В рамках курса Литургики — история развития богослужения, чинопоследование служб, смысл и значение священнодействий.

Сравнительное богословие — освещает историю возникновения и вероучительные заблуждения христианских конфессий, в разное время отколовшихся от Апостольской Церкви. К сожалению, за 2000-летнюю историю христианский мир не сохранил единства. И важно понимать причины появления еретических учений и расколов, уметь на основе Священного Писания давать критический анализ сектантским заблуждениям.
 
Основное богословие, История Русской Церкви, Общецерковная история, Нравственное богословие, Катехизис.

официальный сайт