История Звенигородского духовного училища

Одним из важных аспектов социального служения братии Саввино-Сторожевской обители являлось создание при монастыре Звенигородского духовного училища. Известно, что еще в 1775 году по именному указу императрицы Екатерины II в обители начала действовать низшая семинария, с начала XIX века преобразованная в четырехклассное духовное училище.

Из воспитанников в будущем вышли не только священнослужители, учителя и наставники, но и представители высшего епископата Русской Церкви. Одним из них был архимандрит Никодим (Казанцев), впоследствии епископ Енисейский и Красноярский. По оценке современника, он считался одним «из выдающихся иерархов Русской Церкви XIX века — по стойкости своих убеждений, высокой честности, прямоте и искренности». Другой выпускник Звенигородского училища,  епископ Никодим (Белокуров), стал викарием Московского митрополита и позже был настоятелем Саввина монастыря. Из стен Звенигородского училища вышел известный историк Николай Федорович Каптерев, автор значительного числа работ по истории Русской Православной Церкви, профессор Московской духовной академии.

До начала 1800-х годов учебные классы семинарии размещались во дворце, а жилые комнаты для учеников — в Казначейском корпусе. После 1806 года, когда обрушился верхний этаж трапезной палаты, здание было перестроено и приспособлено под нужды учебного заведения. В связи с военными событиями занятия были прерваны почти на полтора года: прекращены в июле 1812 году и возобновлены только с конца 1814 года.

Первые послевоенные годы стали временем значительных перемен в области духовного образования. Уездные духовные училища преобразуются из семинарий и училищ в Коломне, Звенигороде и Вифании. Появляется Комиссия духовных училищ, которая являлась церковно-правительственным учреждением, где было сосредоточено высшее управление над средним духовным образованием. Звенигородское училище принадлежало Вифанской семинарии, поэтому ректор семинарии периодически приезжал в Звенигород. После преобразований появляются новые учителя, возрастает количество учеников. До 1812 года было 50 воспитанников, после 1814 года — более 150-ти, в 1850–60-х годах — до 400 учеников, в 1888 — до 180-ти, а в 1901 году только 160 учеников.

Училище было четырехклассным; в него принимались дети, окончившие трехклассную начальную школу. Дети были из среды духовенства и крестьян, при этом крестьянские дети учились бесплатно, получая полный пансион. Дети из духовных семей обучались или бесплатно, или с полной и неполной оплатой в зависимости от доходов отца. Прошения о приеме подавались на имя смотрителя училища с предоставлением метрического свидетельства о рождении ребенка. Приемные экзамены проходили в конце августа. От поступавших в первый класс требовалось знание молитв, тропарей, заповедей, событий Священной истории, умения читать по-церковнославянски, выразительное чтение наизусть небольших стихотворений и басен; дети должны были иметь представление о предложении, частях речи, склонении и спряжении, арифметических действиях. Для поступивших учебный год начинался с первого сентября, но иногда (например, из-за ремонтных работ) переносился на более позднее время. Ученики, успешно окончившие курс, принимались без экзаменов в семинарии.

Как все дети, ученики любили пошуметь, поиграть, что обычно несколько смущало монахов. По воспоминаниям бывшего воспитанника С.А. Зверева, записанным уже в советское время, «монахи не ладили с учениками. Дети баловались, шумели, что было не по душе монахам, которые называли их хулиганами и разбойниками». Примерно подобное описание оставил археограф П.М. Строев, в 1818 г. направленный в Звенигород для описания монастырского архива: «За перегородкой живут 13 человек семинаристов, кои своим криком, пением и твержением заданных уроков столько нас обеспокаивают, что хоть беги». Но все же эти оценки типичны для нормального детского поведения, причем в общей сложности при изучении источников складывается впечатление о довольно уравновешенных отношениях учеников и монахов. Последние часто являлись и преподавателями.

Воспитанникам не разрешалось далеко уходить от монастыря, но ближайшие окрестности были в их распоряжении. Особенно привлекательна для детских игр была так называемая «Америка» — поросшие густой травой, высокими деревьями крутые холмы с низкими соснами около Саввинского скита. Летом там было много ягод, лекарственных трав и цветов. Ученики часто отправлялись к пещерке собирать лекарственные травы, иногда детей сопровождали их наставники.

Территория училища была отделена от пространства монастыря сплошным каменным забором, что ограничивало доступ учеников в обитель. Училищу принадлежала церковь Преображения, содержавшаяся на его средства. В главный собор Рождества Пресвятой Богородицы дети ходили только во время праздничных служб. Обычно училищную церковь и классы посещали императоры и великие князья, гостившие в обители. В июне 1861 г. Александр II с супругой «входили на училищный двор и были под толстыми сводами нижнего этажа бывшей трапезы».

В августе 1888 г. обитель посещали Великий князь Сергей Александрович и Великая княгиня Елисавета Феодоровна. «При входе в училище Их Высочества... направились, прежде всего, в училищную церковь. Здесь ожидали прибытия Их Высочеств преподаватели училища и ученики, стройно пропевшие, при вступлении Их Высочеств в храм, «Спаси Господи люди Твоя»... Выйдя из храма, Их Высочества при громком «ура» посетили классные и занятные комнаты учеников. Обширные классные комнаты, похожие более на аудитории, обилие в них света и воздуха, вновь отделанная мебель, наблюдавшаяся во всем чистота, произвели на Их Высочества приятное впечатление. Их Высочествам было приятно слышать о сравнительной дешевизне содержания в духовном училище, где полное годичное содержание пансионера не превышает 70 рублей. Из классных и занятных комнат Их Высочества проследовали в ученические столовую и спальные комнаты. В спальных комнатах Их Высочества нашли ту же чистоту и опрятность. Новые железные кровати, новые одеяла и матрацы, чистое постельное белье, заслужили милостивое одобрение Их Высочеств. В спальных комнатах, между прочим, Их Высочества обратили внимание на необыкновенную массивность и толщину стен училищного корпуса, доходящую, в некоторых местах, до двух с половиной аршин. Кончивши осмотр, Их Высочества направились из училища к монастырским воротам, где ожидали экипажи. Громкое «ура» учеников и учителей раздалось и не умолкало при выходе Их Высочеств из училища. В этих торжественных криках учащие и учащиеся выражали свой восторг и свою благодарность Высоким посетителям за их милостивое внимание к духовной школе».

Многие преподаватели и бывшие ученики, на себе испытавшие тяжесть нищеты и сиротства, оказывали помощь училищу в течение всей своей жизни. В 1901 году часть их объединилась в Братство во имя преподобного Саввы, основной целью которого была помощь бедным воспитанникам Звенигородского духовного училища, к каковым относилось большинство воспитанников.

Согласно именным спискам рубежа XIX–XX веков, преподавательский состав был следующим: смотритель и помощник смотрителя, учителя арифметики, географии, латинского, греческого, русского, церковнославянского языков, церковного пения. В 1913 году была открыта должность учителя гимнастики. К хорошим учителям дети привязывались всей душой. При вынужденном расставании с ними ученики плакали, не скрывая слез. Некоторые из преподавателей принимали монашество в стенах Саввинской обители и оставались в числе братии. Нельзя не упомянуть, что в 1896 в течение некоторого времени греческий язык в Звенигородском духовном училище преподавал Петр Федорович Поля́нский (1862–1937), будущий митрополит Петр, Местоблюститель Патриаршего Престола.

Звенигородское духовное училище существовало до закрытия Саввино-Сторожевского монастыря в 1919 году. Его роль была значительна не только в деле образования детей, но, что гораздо более важно, в отношении воспитания истинно христианского. Это было прекрасно отражено в речи смотрителя училища иеромонаха Палладия, сказанной в мае 1892 года к окончившим курс ученикам у раки со святыми мощами преподобного Саввы: «Когда вы будете обуреваться различными страстями, когда искушение будет казаться вам очень сильным, — вспомните тогда ваши моления у сего святого гроба... и вы не захотите предаваться дурным помыслам... Пример св. Саввы, подвиги которого мы сейчас воспевали во многих песнопениях, да будет у вас всегда перед глазами... Заботьтесь об очищении своего сердца, и Бог поможет вам в этом. Близок Господь к нам, Он всегда готов придти и вселиться в нас, если только мы искренне желаем приять Его в дом свой».

По книге О.Н. Яшиной, И.И. Доценко «Саввино-Сторожевский монастырь. История». М., 2006.

 


официальный сайт