Современная жизнь обители

2 ноября 2012 года. Реставрация рождественского Собора.

В Саввино-Сторожевском монастыре завершаются реставрационные работы в главном Храме Саввиной Обители, в жемчужине всего архитектурного ансамбля монастыря – Рождественском Соборе.

                                                                                   

В этом году работа реставраторов была направлена на художественную роспись Северной стены. Фрески Северной стены Храма посвящены Успению Пресвятой Богородицы и датируются XVII веком. В 1649 году по великому распоряжению царя Алексея Михайловича были проведены широкомасштабные работы по обновлению художественного убранства Рождественского Собора. Из Московского Кремля были присланы лучшие мастера своего времени, и за несколько теплых месяцев 1649 года, к ноябрю месяцу, все художественные работы в Рождественском Храме были закончены.  Несмотря на то, что в XVII веке в древнерусский церковный уклад стали проникать художественные образы западного, католического толка, роспись Рождественского Собора Саввино-Сторожевского монастыря проводилась с сохранением древних отечественных иконописных традиций. Сейчас, пожалуй, уже невозможно определить насколько иконописцы  XVII века сохранили роспись XV века, но среди историков и искусствоведов существует мнение, что вся композиция и образы первой росписи Храма были сохранены. Именно так поступили в  XVII веке в  Успенском Соборе Московского Кремля, когда художники  полностью скопировали древнюю живопись,  лишь обновив ее свежими красками.

                                          

Перед реставраторами XXI века задачи стояли не менее сложные. Фрески были очищены от смоляных отложений, копоти, пыли, скопившихся за многовековую историю Собора. Были зашпаклеваны образовавшиеся трещины, заполнены пустоты. Современные мастера провели сложную работу по укреплению красочного и грунтового слоя. Было сделано все, чтобы древнерусская живопись Рождественского Собора Саввино-Сторожевского монастыря и впредь радовала своей художественной и духовной неповторимостью всех прихожан и гостей Обители.

                                         

 

                                         

 

2012 год. Освящение креста на Красной башне. 

17 июля в день памяти Святых царственных страстотерпцев: царя Николая, царицы Александры, царевича Алексия, Великих княжен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии в Саввино-Сторожевском ставропигиальном мужском монастыре состоялось праздничное богослужение, по окончании которого был совершен чин освящения креста со скульптурным изображением под ним герба государства Российского двуглавого орла над въездной Красной башней монастыря. Возглавил праздничное богослужение и совершил чин освящения духовник монастыря, главный редактор журнала «Саввинское слово» игумен Стефан (Гулинов).

Работы по реконструкции Красной башни Саввиной обители начались в мае месяце прошлого 2011 года сразу после пасхальной светлой седмицы. Предстояло заменить обветшавшую деревянную кровлю, а так же и всю несущую конструкцию крыши башни. Надо сказать, что в XIX в. в башне был создан храм в честь преподобного Алексия человека Божьего. До недавнего времени купол башни венчал обычный флюгер в виде флага. Поэтому реставрационные работы предусматривали и восстановление над куполом башни восьмиконечного креста, как свидетельства находящегося внутри храма. Однако кроме всего этого велись еще  и работы по созданию образа Российского герба – двуглавого орла, который тоже должен был быть водружен над главной башней Обители. Но для чего же государственный герб понадобился над въездной башне монастыря? Для ответа на этот вопрос углубимся в историю Обители.

Обитель – «Дом пречистой на Сторожах» была основана в 1398 г. недалеко от Звенигорода преподобным Саввой, переехавшего сюда из Троицкого монастыря близ местечка Радонеж по просьбе второго сына великого князя Дмитрия Донского князя Звенигородского Юрия. Юрий с детства был духовным сыном преподобного Саввы. Так Божественным произволением было положено начало духовного родства преподобного Саввы и великокняжеского, а позднее и царского рода Московского государства. Если Звенигород со временем уже не претендовал на столичный статус, и постепенно приобретал облик провинциального города, то монастырю была уготована судьба иная. Даже в годы усобиц монастырь не запустел. Напротив, следуя примеру звенигородских князей, не только их прямые потомки, но и великие князья московские, а затем и русские цари часто посещали обитель на Сторожах, жертвуя в нее щедрые вклады, наделяя ее имениями, все более и более расширяя ее права и привилегии. При первом государе «всея Руси» Иоанне III саввинские монахи по делам своим обращались непосредственно к самому государю, который призывал к суду игумена и сам решал спорные дела монастырских властей с крестьянами из-за владения деревнями.

Особый расцвет Саввина монастыря начался после обретения мощей преподобного Саввы в 1652 г. при царствовании Алексея Михайловича Романова. При нем монастырь получил статус лавры, единственной к тому времени в России. Менее чем за четыре года с 1650 по 1654 гг. были построены стены и башни, возведен ансамбль монастырской звонницы, надвратного храма в честь прп. Сергия Радонежского (ныне Троицкий), царский дворец, палаты царицы, а так же братские и хозяйственные корпуса. В древнем Рождественском соборе к тому времени уже появился великолепный пятиярусный иконостас, были созданы уникальные фрески акафиста, восхваляющие Пресвятую Богородицу, фрески, рассказывающие о библейской истории и о истории христианской Церкви. Чуть позднее в 1668г. по царскому же указу для монастырской звонницы был отлит 35-тонный колокол благовестник, звон которого доходил даже до окраин Москвы. Именно при Алексее Михайловиче монастырь преподобного Саввы получает статус «собственного государева богомолья». Алексей Михайлович, как его называли в народе «тишайший», любил проводить время в уединении, в молитве, простаивал длительные постовые богослужения. Именно эта христианская любовь и выбрала для самодержца обитель Саввину, где в тишине и уединении государь мог, говоря современным языком, спокойно «моделировать» государственное устройство страны, вверенной ему Богом. Вот тогда-то и появился на Красной башне монастыря двуглавый орел - государственный герб России, воздвигнутый по распоряжению самого царя, как символ особого статуса монастыря, а именно, как царской резиденции и как «собственного государева богомолья». При царе Алексее Михайловиче появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди (св. вмч. Георгием Победоносцем на коне, побеждающим змия) коронован тремя коронами. Две короны символизировали собой царскую и патриаршею (светскую и духовную) власть, третья корона над двумя первыми символизировала высшую над всеми Божественную власть Творца неба и земли.

Середина XVII столетия - это время, когда, окрепшее после смыты, русское православное государство поднималось, как исполин в окружении множества мелких, но влиятельных королевств Европы, к тому времени в основном протестантских, с запада и севера и мусульманского Крымского ханства, как форпоста Оттоманской империи с юга. Это было время когда ведущие государственные умы России, осознавая, что Россия, как перенявшая от павшей под османским игом Византии,  веру православную и в течении уже восьми веков хранившую ее, как зеницу ока, должна идти по особому пути. Это путь развития государства до масштабов православной империи, покрывающей крылом христианской любви входящие в ее состав народы и страны. Постройка Алексеем Михайловичем монастыря на Сторожах явилась своего рода моделью православного государства. Так, по замыслу строителя, самую верхнюю точку Сторожевской горы занимал собор Рождества Пресвятой Богородицы - это есть духовный стержень и одновременно всемилостивый молитвенный покров заступничества Матери Божией над всеми христианами, далее, высоту более умаленную, занимает Дворец царский, здесь под сенью молитвенного предстательства Богородицы вершатся дела важные, государственные, еще ниже - Царицыны палаты – среда обитания половины женской царского двора - опора царю в жизни семейной, потом, еще ниже располагаются корпуса братские - образ подданных Государю служивых людей, работающих ему в послушании и молитве и опять под покровом все той же Единой Заступницы всего рода христианского. За стенами же обители располагались многочисленные деревни и слободы, находящиеся в непосредственном ведении монастыря, что являло собой образ всех граждан православного государства. Здесь же царем было предусмотрено расселение и людей «иной стороны», которые переходили под покровительство русского царя после его недавнего (1654г.) успешного военного похода на Смоленск. Практически в это же время, в 1656г., в Подмосковье, около речки Истра патриархом Никоном основывается Воскресенский Новоиерусалимский мужской монастырь. По замыслу патриарха Никона, Новоиерусалимский монастырь должен был стать в будущем центром православного мира. Под Москвой воссоздавался образ «Святой Земли» — «Русские Палестины». Близлежащие окрестности монастыря получили палестинские наименования. 18 октября 1657 года на освящении пока еще деревянной Воскресенской церкви присутствовал Алексей Михайлович. Именно он, глядя на постройки обители с Елеонского холма, впервые назвал монастырь Новым Иерусалимом! Это говорит о том, что тогда идея о том, что Россия, как единственная православная страна, обладающая ни с чем ни сравнимыми ресурсами и невиданной по протяженности территорией, претендовала на роль страны, могущей объединить весь православный мир и стать новой Империей, Третьим Римом, Вселенской Церковью, «витало в воздухе». Собственно, эту мечту и воплотили в жизнь все последующие Русские цари, получившие статус императоров, а Московское государство – Российской империи.

Ныне былая слава и могущество  государства Российского сохранилось в основном лишь в символах и знаках, но даже и они до сих пор не могут занять свое достойное место на красных башнях главного города, некогда православной страны. Красная башня Саввино-Сторожевского монастыря ныне являет приятное исключение. Вновь, как и сто лет назад  приезжего путника встречает образ его, некогда могучего государства, сила которого была и до сих пор есть в единении с верой православной

Игумен Стефан  

 

Юбилей 2008 года

В 2008 году Саввино-Сторожевский монастырь отметил десятилетие Второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России Чудотворца.

Первое обретение мощей Преподобного было совершено в царствование государя Алексия Михайловича 19 января 1652 года. Мощи были обретены нетленными после 245-летнего пребывания в земле, положены в гробнице и поставлены на правой стороне в соборе Рождества Пресвятой Богородицы у южных врат, ведущих в алтарь, где они и находились до 1919 года.

В 1919 году святые мощи были конфискованы и увезены из монастыря на Лубянку. Долгое время считалось, что святые мощи Звенигородского Чудотворца утрачены. И лишь в начале 90-х гг. XX века стало известно, что честная глава преподобного Саввы была отдана М.М. Успенскому, сотруднику Государственного исторического музея и члену Комиссии по охране памятников архитектуры Московской области, который хранил святыню более 50-ти лет у себя дома, а перед смертью передал мощи в Московский Свято-Данилов монастырь, где они пребывали в алтаре храма семи Вселенских соборов.

22–25 августа 1998 года Саввино-Сторожевский монастырь праздновал свое 600-летие. В честь этого события, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, священноархимандрита Саввинской обители, честные мощи преподобного Саввы были возвращены в родную обитель. Торжественным крестным ходом их перенесли из Данилова монастыря в Саввино-Сторожевский монастырь, и день 23 августа установлен Русской Православной Церковью как день Второго обретения мощей преподобного Саввы Сторожевского.

Программа празднований десятилетия Второго обретения мощей преподобного Саввы была утверждена на заседании Попечительского совета Саввино-Сторожевского монастыря под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Председателя Госдумы РФ Бориса Грызлова 25 марта 2008 года в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре.

В июле 2008 года к праздничным дням была открыта фотовыставка в трапезной части храма Преображения Господня Саввино-Сторожевского монастыря и посвящена прошедшим мероприятиям 2007 года.

К десятилетию Второго обретения святых мощей преподобного Саввы издательский совет монастыря выпустил книгу «Мощи преподобного Саввы Сторожевского»

В связи с памятной датой 21 августа в Москву в Свято-Данилов монастырь была принесена чудотворная икона преподобного Саввы Сторожевского XVII века. После Божественной литургии в Троицком соборе Данилова монастыря был совершен крестный ход с иконой преподобного Саввы на 17 автобусах из Москвы в Звенигород в память о крестном ходе с мощами святого в 1998 году.

23 августа Божественную литургию на соборной площади Саввино-Сторожевского монастыря возглавил митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении архиепископа Истринского Арсения, епископа Красногорского Саввы и духовенства монастыря и Одинцовского и Звенигородского благочиний. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий передал приветствие и благословение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II: «За прошедшие десять лет имя преподобного Саввы вернулось из незслуженного забвенья, вызванного периодом лихолетья. Преподобный вновь занял подобающее место в сонме угодников Божьих, особо почитаемых нашим народом. Отрадно видеть, что в наши дни возродилась многовековая традиция паломничества в Обитель к мощам преподобного и богоносного отца нашего Саввы. За последние годы засвидетельствовано множество случаев исцелений перед ракой с его святыми мощами. Вновь преподобный Савва собирает своих учеников и пасомых, дабы они, вдохновляясь его примером подвижнической жизни, смогли послужить Богу и людям так, как это делали наши благочестивые предшественники — поборники Православия и защитники Святой Руси».

После праздничной трапезы было совершено освящение фундамента строящейся гостиницы для паломников, и высокие гости возложили цветы к памятнику преподобному Савве Сторожевскому у Северных врат монастыря.

Всего в августовских торжествах этого года приняло участие около трех с половиной тысяч человек, события были освещены двадцатью средствами массовой информации, из них одиннадцать — телекомпании.

24 августа празднования продолжились богослужением в Скиту преподобного Саввы Сторожевского. Завершилась праздничная череда 25 августа 2008 года Божественной литургией в соборе Успения Божией Матери на Городке. Настоятель Успенского собора архимандрит Иероним (Карпов) обратил внимание собравшихся на значимость праздника Второго обретения и перенесения мощей преподобного Саввы Сторожевского: «Вот незаметно прошло уже десять лет с тех пор, как мощи Преподобного вернулись в обитель. И пройдет еще десять, двадцать… и все может забыться. Поэтому и было установлено это празднование. Будем поддерживать его: устраивать памятный крестный ход, служить соборные службы в монастыре, в этом Успенском соборе. Это поднимает и дух, и дисциплину и поднимает наше общение и человеческое, и, самое главное, духовное, поскольку мы являемся одним стадом преподобного Саввы Сторожевского».
 

Юбилей 2007 года

Одной из главных дат Русской Православной Церкви в 2007 году стало 600-летие со дня кончины преподобного Саввы Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца (1407–2007). Поэтому, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, 2007 год был назначен юбилейным годом преподобного Саввы. Святейший Патриарх благословил проведение ряда мероприятий юбилейного года, главной целью которых стало возвращение России памяти об одном из ее великих подвижников и молитвенников.

В начале 2007 юбилейного года был сформирован Попечительский совет по подготовке и проведению торжеств, посвященных 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, который возглавил Председатель Государственной Думы Российской Федерации Борис Вячеславович Грызлов.

На первом заседании Попечительского совета 14 марта 2007 года были приняты проект работ по возрождению святынь Саввино-Сторожевского монастыря на период с 2007 по 2009 г. и программа мероприятий, посвященных юбилею преподобного Саввы Сторожевского в 2007 году. Было также принято положение о проведении работы Попечительского совета в течение трех лет.
 
Юбилейный год преподобного Саввы Сторожевского ознаменовался крестными ходами с иконами святого по разным городам России.

С 24 апреля по 2 мая 2007 года в г. Санкт-Петербурге по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II находилась чтимая икона преподобного Саввы, игумена Сторожевского, Звенигородского и всея России чудотворца с частицей мощей святого. Икона была торжественно принесена в Александро-Невскую Лавру, а затем — в Феодоровский собор г. Санкт-Петербурга, чтобы поддержать возрождение храма, являющегося одним из важных национальных духовных символов всей России.

Принесение иконы «Молитвенник о Царех Богоизбранных» стало особой темой Царских дней в Екатеринбурге в этом году. Название иконы выбрано не случайно. Эти слова были помещены по желанию преподобномученицы Великой княгини Елисаветы Феодоровны на лампаде, которую она и ее муж принесли к раке со святыми мощами преподобного Саввы Сторожевского в 1898 году. Веру в чудесное заступничество святого Саввы о царственных особах из Дома Романовых разделяли все поколения династии, включая и семью Николая Второго.

Образ был передан в дар монастырю святых Царственных страстотерпцев. Принесение иконы на место мученической кончины последнего Русского царя стало живым напоминанием о заступничестве преподобного Саввы перед Богом за Россию.

19 июля, в день празднования Собора Радонежских святых, своего третьего игумена преподобного Савву Сторожевского молитвенно вспоминала Троице-Сергиева Лавра. По окончании богослужения в Сергиевом Посаде впервые за многие десятилетия состоялся крестный ход вокруг всей обители на источник преподобного Саввы Сторожевского, где был отслужен водосвятный молебен.

К середине августа в Саввино-Сторожевском монастыре завершились работы по подготовке к основным торжествам. Большие работы были проведены в Скиту преподобного Саввы, находившемся до этого в аварийном состоянии: были укреплены склоны вокруг Скита, основания церкви преподобного Саввы над пещерой, восстановлены полы храма, иконостас; отлиты новые колокола для звонницы, полностью выполнена реставрация внешнего вида Малого Скита, возрождена пещера Преподобного, существенно продвинулась реконструкция Братского корпуса.
При содействии Администрации Одинцовского района и лично его главы Александра Гладышева были выполнены дорожные работы и благоустройство территории возле обители.

В 2007 году Скит преподобного Саввы Сторожевского вошел в перечень объектов, восстановление которых финансируется из федерального бюджета в рамках партийного проекта «Историческая память» партии «Единая Россия». Финансирование дальнейших работ в рамках программы возрождения Скита запланировано на 2008–2010 гг.

Кульминацией юбилейных торжеств стал праздник Второго обретения и перенесения святых мощей преподобного Саввы Сторожевского из Московского Данилова монастыря в основанную им обитель.

Поклониться преподобному Савве приехали более шести тысяч человек со всех концов России. В торжествах приняли участие Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, председатель Государственной Думы РФ Б.В. Грызлов и другие высокие гости.

22 августа состоялась церемония открытия памятника преподобному Савве при участии Председателя Попечительского совета монастыря Бориса Грызлова. Святейший Патриарх Алексий II и Борис Грызлов посетили Скит преподобного Саввы Сторожевского. В тот же день в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Саввино-Сторожевского монастыря Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении собора архипастырей и братии обители совершил всенощное бдение. На следующий день, 23 августа, Святейший Патриарх Алексий возглавил Божественную литургию под открытым небом в специально для этого сооруженном шатре.

В праздничные дни у стен монастыря работала православная Саввинская ярмарка. На концертной площадке Саввинской ярмарки прошел фестиваль искусств «Звени, Звенигород!».

Издательская программа в юбилейный год была насыщена интересными изданиями: выпущено второе издание книги Ольги Яшиной «Саввино-Сторожевский монастырь. История», переиздана история монастыря, написанная в XIX веке протоиереем Сергием Смирновым. Детская аудитория получила книгу о преподобном Савве, написанную Тимофеем Ворониным, — «Свет мой чудотворец Савва». Издательство «Молодая гвардия» выпустило в свет книгу «Савва Сторожевский» в серии «Жизнь замечательных людей».

Иконологическая комиссия Саввино-Сторожевского монастыря освоила в юбилейный год сравнительно новую для современной церковной практики форму благовествования — это образ, предназначенный для улиц города. Был создан 12-метровый образ преподобного Саввы, который висел на колокольне во время торжеств 22–23 августа в монастыре и перевозился на различные ярмарки. Используя новые технологии: баннеры, растяжки, монастырь показал возможность владения современными методами информации в деле проповеди.

Были созданы миниатюры, посвященные юбилейному году: «Забрало Москве», «Утверждение Царствию», «Всем грешным прибежище» и некоторые другие. Миниатюры отображают очень интересные и яркие сюжеты из жития Преподобного.

Несколько лет при монастыре действует приют для мальчиков из неблагополучных семей и сирот. Год преподобного Саввы ознаменовался для них многочисленными паломничествами по святыням России. Дети приняли участие в различных мероприятиях юбилейного года.

По все стране прошел Всероссийский детский творческий конкурс «Святые заступники Руси», посвященный преподобному Савве Сторожевскому под девизом «Заглянем в историю вместе». В конкурсе приняли участие дети со всех регионов Российской Федерации из 66 епархий Русской Православной Церкви. Было собрано рекордное количество работ — около 5-ти тысяч, из которых три с половиной тысячи — рисунки и полторы — сочинения.

18-го декабря Святейший Патриарх наградил победителей Конкурса в Патриаршей резиденции в Свято-Даниловом монастыре.

Год 600-летия со дня преставления преподобного Саввы стал новым этапом в научно-богословских исследованиях. Ряд научных конференций, состоявшихся в 2007 году, был посвящен роли преподобного Саввы Сторожевского в истории и культурном наследии России.

Особо следует отметить международную научно-богословскую конференцию «Преподобный Савва Сторожевский и его обитель в православном мире», состоявшуюся 11 декабря 2007 г. в Российской академии наук. В конференции принял участие Святейший Патриарх Алексий II и многие отечественные и зарубежные представители богословского и научного сообщества.

10 декабря в Администрации Президента Российской Федерации состоялась выставка «Преподобный Савва — 600 лет на страже России».

15 декабря — на Воробьевых горах прошла духовно-патриотическая акция «Свеча за Россию».

16-го декабря отмечалось главное событие юбилейного года — сам день 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского. Божественную литургию в монастыре отслужил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Завершился год Торжественным актом в Зале Церковных Соборов Храма Христа Спасителя и церемонией вручения премии имени преподобного Саввы Сторожевского за вклад в будущее России.

В 2008–2009 годах будет продолжена реализация Программы юбилейных мероприятий, посвященных 600-летию преставления преподобного Саввы Сторожевского, утвержденной Попечительским советом Саввино-Сторожевского монастыря.

Проведено много событий и мероприятий юбилейного года. И уже сейчас можно сказать, что главная цель юбилейного года достигнута: практически вся Россия узнала имя преподобного Саввы Сторожевского, возродилось его всероссийское почитание.

По материалам Инги Брандт.

 

официальный сайт