О колокольном звоне

Колокольный звон является неотъемлемой частью Православного Богослужения. Звоном верующие созываются на службу, узнают о времени совершения особенно важных моментов Богослужения, если не присутствуют в храме. Звон выражает торжество Церкви. По звону можно определить значимость праздника.

В настоящее время в Русской Православной Церкви существует четыре канонических звона: благовест, трезвон, перебор и перезвон. Каждый из них имеет свое назначение.

Благовест — это один из более древних звонов Православной Церкви и называется так потому, что несет благую, радостную весть о начале Богослужения или оповещает о начале важного момента в церковной службе (например, начало Евхаристического канона, прославление Пресвятой Богородицы).

Благовест осуществляется мерными ударами в один колокол, который и называется благовестником. Благовестников на колокольне может быть от одного до пяти, это зависит от размеров колокольни и богатства храма. Если благовестников несколько — каждый из них имеет свое назначение: в самый большой звонят на Пасху, двунадесятые и особо почитаемые праздники, чуть поменьше — для воскресных служб, следующий — для полиелейных, самые маленькие благовестники — для будничных служб и поста.

Чем больше праздник, тем длиннее, громче и чаще благовест.
Когда в монастырь или храм приезжает Патриарх, принято звонить благовест в два колокола, ударяя в каждый по очереди. Это называется валовый благовест.

Трезвон — это радостный звон во все (или почти все) колокола звонницы. В трезвоне участвуют все группы колоколов (большие — благовесты, средние — подзвонные и малые — зазвонные), при этом у каждой из них своя партия. Православный трезвон подчиняется ритму, который задается благовестником, на который накладываются партии остальных колоколов.

Трезвон выражает собой христианскую радость и торжество. Он может быть частью других звонов (перебора, перезвона), исполняется после благовеста перед Богослужением или звучит отдельно (на расход после Богослужения, во время Молебна и т.д.). Трезвоны бывают праздничными, будничными, «красными», различаются по ритму, продолжительности, наличию различных украшений. Трезвон — это самый музыкальный канонический звон, во многом основанный на импровизации звонаря и существующих традициях. Он не имеет жестких рамок в отличии от трех других канонических звонов.

Надо еще добавить, что до середины XIX века трезвон назывался «тризвоном» и подразумевал звон во все колокола трижды с небольшими перерывами или, как говорили тогда, в три приема. В наше же время трезвон — это именно звон во все колокола. А количество приемов оговаривается отдельно.

Перебор — это погребальный звон, выражающий скорбь об усопшем человеке. Он состоит из двух частей: самого перебора и заключительного трезвона.

Перебор символизирует жизнь человека от его рождения до смерти и осуществляется медленными одиночными ударами в каждый колокол от самого малого до большого (как возрастание человека), а после этого совершают удар сразу в несколько колоколов (так называемый удар «во вся»), что символизирует смерть. Такой перебор повторяется многократно, во время выноса гроба из храма. И в конце звона, при поставлении гроба в могилу или когда погребальная процессия отъезжает от храма, совершается краткий трезвон, выражающий христианскую веру в Воскресение усопшего.

Еще один канонический звон — это перезвон. Он состоит из самого перезвона и заканчивается обычно трезвоном. Традиционно перезвон — это звон поочередно в каждый колокол по одному или несколько раз от большого к малому. Перезвон имеет несколько назначений.

Перезвон по одному разу в каждый колокол и заканчивающийся ударом во вся, символизирует собой «истощение» Господа нашего Иисуса Христа ради нашего Спасения. Он совершается два раза в год: в Великую Пятницу и в Великую Субботу, в дни Крестной смерти Спасителя и Его погребения.

Перезвон по несколько раз в каждый колокол (уже без удара во вся после каждого приема) считается более торжественным и осуществляется по-разному, в зависимости от праздника. По три раза в каждый колокол звонят на Господские, Богородичные, Двунадесятые и храмовые праздники, символизируя этим Святую Троицу, по пять раз — на праздники, посвященные Кресту Господню, по семь раз (символ полноты Веры и торжества Православия) — на освящение воды, при посвящении в сан епископа и в других случаях.

Колокольный звон может иметь не только Богослужебную функцию. Исстари в городах были вечевые колокола, созывающие жителей на вече, набатные колокола — возвещающие и пожаре или появлении неприятеля. Звон может сопровождать городской праздник.

Статья подготовлена по книге Шариков В.Г., Зайцев В.В., Иванова М.А., Шарикрв П.В. «Звонарское искусство», М., 2008

Узнать подробную информацию о колоколах и колокольном звоне, подобрать по этой теме интересующую Вас литературу Вы можете на сайте Московского колокольного центра www.bilo.ru

 

официальный сайт