Дворец царя Алексея Михайловича

Дворец (палаты царя Алексея Михайловича) вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь Государя. Учитывая сложный рельеф местности и значительные размеры здания (протяженность фасада около 100 м), строительство заняло несколько десятилетий.  Первоначально Дворец имел иную планировку: для каждого члена царской семьи в нем были предусмотрены особые покои.

В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Дворец был построен в царствование  Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени  правления царевны Софьи. В 1686–1687 гг. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом,  в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей.

В XVII в. был сооружен переход между Дворцом и Рождественским собором, который вел в царскую молельню, устроенную на втором этаже в юго-западной части над галереей собора.

Дворец сильно пострадал от пожара 1721-го года и долгое время стоял без кровли. Здание было возобновлено при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, в 1775 г. подписавшей указ о создании в нем семинарии.

Северная часть дворца «за ветхостью» была разобрана. В XIX в. окна второго этажа декорировали алебастровыми наличниками, сохранившимися на северном фасаде.

В XIX в. верхний этаж дворца был отведен под покои настоятелей и наместников обители. Здесь же находились парадные залы с галереей царствующих и духовных особ: в большом зале были представлены портреты всех царей, начиная с Иоанна Грозного, а в покоях, выходивших окнами на Москву-реку, помещены портреты патриарха Никона, митрополита Платона и других церковных иерархов.

В  1861 г.  в стенах дворца был дан обед государю Императору Александру II. Во время неоднократных посещений им обители, он и его дети располагались для отдыха во Дворце — в архиерейских покоях и келье наместника.

После Великой Отечественной войны помещения Дворца, отреставрированные по проекту архитектора В.И. Федорова, были заняты военным санаторием. Краткий период, на рубеже 1970-х – 1980-х гг., в верхнем этаже Дворца располагалась художественная галерея  народного художника России Б.Н. Яковлева.

В современном виде Дворец возобновлен Звенигородским музеем и Саввино-Сторожевским монастырем по проекту архитектора В.М. Пустовалова. В настоящее время в нем находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека монастыря, монастырские лавки, паломническая служба.


Дворец (палаты царя Алексея Михайловича) вошел в историю русской архитектуры как один из самых значительных памятников гражданского зодчества середины–конца XVII века. Сооружен в 1650-е годы для богомольных выходов в монастырь Государя. Учитывая сложный рельеф местности и значительные размеры здания (протяженность фасада около 100 м), строительство заняло несколько десятилетий.  Первоначально Дворец имел иную планировку: для каждого члена царской семьи в нем были предусмотрены особые покои.

В решении помещений и фасадов Дворца запечатлены этапы развития русской архитектуры второй половины XVII века. Дворец был построен в царствование  Алексея Михайловича: детали интерьеров парадных покоев царя сохранились в центральной части первого этажа. Здание подверглось серьезной перестройке в царствование Федора Алексеевича, а окончательная отделка и украшение его относятся ко времени  правления царевны Софьи. В 1686–1687 гг. Дворец по всей длине был надстроен вторым этажом,  в котором парадные покои, в духе западноевропейской архитектуры, были устроены анфиладой и имели 13 изразцовых печей.

В XVII в. был сооружен переход между Дворцом и Рождественским собором, который вел в царскую молельню, устроенную на втором этаже в юго-западной части над галереей собора.

Дворец сильно пострадал от пожара 1721-го года и долгое время стоял без кровли. Здание было возобновлено при императрицах Елизавете Петровне и Екатерине II, в 1775 г. подписавшей указ о создании в нем семинарии.

Северная часть дворца «за ветхостью» была разобрана. В XIX в. окна второго этажа декорировали алебастровыми наличниками, сохранившимися на северном фасаде.

В XIX в. верхний этаж дворца был отведен под покои настоятелей и наместников обители. Здесь же находились парадные залы с галереей царствующих и духовных особ: в большом зале были представлены портреты всех царей, начиная с Иоанна Грозного, а в покоях, выходивших окнами на Москву-реку, помещены портреты патриарха Никона, митрополита Платона и других церковных иерархов.

В  1861 г.  в стенах дворца был дан обед государю Императору Александру II. Во время неоднократных посещений им обители, он и его дети располагались для отдыха во Дворце — в архиерейских покоях и келье наместника.

После Великой Отечественной войны помещения Дворца, отреставрированные по проекту архитектора В.И. Федорова, были заняты военным санаторием. Краткий период, на рубеже 1970-х – 1980-х гг., в верхнем этаже Дворца располагалась художественная галерея  народного художника России Б.Н. Яковлева.

В современном виде Дворец возобновлен Звенигородским музеем и Саввино-Сторожевским монастырем по проекту архитектора В.М. Пустовалова. В настоящее время в нем находятся: приемная наместника, классы богословских курсов, библиотека монастыря, монастырские лавки, паломническая служба.


Литература:

  • Галкин В.Б. Дворец царя Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре в период формирования новой культуры высшего сословия (XVIII в.)//  Царские и императорские дворцы. Старая Москва. М.: Издательство объединения «Мосгорархив», 1997. С. 222–225.
  • Кондрашина В.А. О создании «Галереи царствующих и духовных особ» в царском дворце Саввино-Сторожевского монастыря.// Там же.  С. 238–244.
  • Пустовалов В.М. Дворец царя Алексея Михайловича в Саввино-Сторожевском монастыре// Там же. С. 219–221.


 

 

официальный сайт